Дети с нарушением интеллекта



Особенности работы с детьми с нарушением интеллекта. Детский сад 50. Конспект занятия
Категория: Конспекты занятий Страничка психолога

Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с разными отклонениями в развитии. У нас в детском саду воспитываются Дети с нарушениями интеллекта.

Основная задача групп для детей с нарушениями интеллекта – обеспечить каждому ребенку большой уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом личных возможностей каждого ребенка.

Дети с нарушением интеллекта

В нашем ДОУ функционируют три группы для детей с нарушением интеллекта. Группы разновозрастные, смешанные (от 3 до 8 лет), круглосуточные. Дети поступают к нам согласно решению областной ПМПК и, само собой разумеется, с согласия своих родителей.

Изюминкой поступающих детей есть нарушение интеллектуального развития, нарушение системы психической деятельности. У всех поступающих детей отмечается отклонение в приеме и переработке информации. Кое-какие дети очень сильно возбудимы, другие вялые. Общее у наших детей – это стойкое необратимое нарушение интеллектуального и психического развития.

ПМПК выявляет отклонения в развитии, определяет их темперамент и выбирает оптимальный образовательный маршрут ребенка.

Дети поступают к нам с направлением и определенным диагнозом. При поступлении детей в ДОУ мы проводим стартовое психолого-педагогическое обследование детей.

В первую очередь, знакомимся с заключением ПМПК:

-медицинскими картами, т.к. изучение медицинской документации есть серьёзным способом диагностики, и это оказывает помощь осознать обстоятельства и темперамент интеллектуальной недостаточности;

-с педагогической чёртом (в случае если ребенок из другого детского сада).

Изюминкой проведения диагностики наших детей есть то, что основная роль отводится дефектологу. Он диагностирует: речевое, познавательное, социальное развитие, игру. В своей работе применяет особую диагностику Е.А. Стребелевой и Е.А. Екжановой. После этого к диагностике подключаются эксперты: психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный начальник.

Результаты обследования являются основанием для определения территории ближайшего развития каждого ребенка (учитывая возрастные особенности, структуру недостатка, возможности ребенка) и определения эффективности коррекционно-развивающего действия.

Результаты диагностики обобщаются и заносятся в Диагностико-эволюционную карту. На основании этих результатов разрабатывается личный образовательный маршрут для каждого ребенка.

Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляем по особой программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Особенность данной программы: материал в ней распределен по 4 этапам обучения. Сроки работы по каждому этапу предлагаются ориентировочные и смогут быть:
  1. от 6мес. до 1 года;
  2. от 1 года до 1,5 лет
  3. 1,5 года.

Мы жестко не привязываемся к годам обучения, с определением конкретных сроков ее исполнения, как это принято для нормально развивающихся детей.

Перевод на следующий этап обучения производится только по окончании усвоения программы следующего этапа.

В нашей Программе для детей с нарушением интеллекта выделен особый раздел Социальное развитие, который подготавливает ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде.

Основополагающим содержанием этого раздела есть формирование сотрудничества ребенка со взрослым.

Особенность Программы кроме этого предполагает и особый режим дня, учебный замысел, сетку занятий.

В режиме дня выяснено место экспертам, создана модель целостного коррекционно-педагогического процесса.

Учебный замысел определяет содержание коррекционного обучения:
  • базовые компоненты коррекционного обучения;
  • содержание коррекционной работы вне занятий;
  • распределение занятий между экспертами.

Дефектолог проводит все занятия по познавательному формированию (сенсорные, формирование мышления, математике, ознакомлению с окружающим, формированию речи, обучению грамоте) и игре.

Задача дефектолога – научить детей методам действия по самообслуживанию, по обследованию предметов и объектов. Воспитатели организуют практическую деятельность детей.

Сетку занятий строим на базе учебного замысла с учетом возраста, соблюдения санитарных норм, стремительной утомляемостью детей, равномерного распределения умственной, двигательной активности и отдыха.

В случае если дефектолог проводит занятия с 1 подгруппой по математике, – воспитатель со 2 подгруппой детей – ИЗО. Через паузу идет смена занятий, т.е. воспитатель и дефектолог выполняют занятия параллельно. Это разрешает сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее изнурительной.

Дети с нарушением интеллекта

Каждое занятие представляет собой комплекс познавательной деятельности, речи, моторики, разных видов гимнастики.

Кое-какие задачи коррекционно-развивающей работы решаются в ходе классических для дошкольного воспитания форм и видов деятельности. Примером могут служить занятия по музыкальному и физическому воспитанию. Но, применяя базы диагностических данных, занятия обогащаются коррекционно-развивающими заданиями.

Дети с нарушением интеллектаОдновременно с этим в структуре педагогического процесса выделяются особые коррекционные занятия. С детьми проводится целая система коррекционных занятий-упражнений, направленных на:
  • привитие КГН и навыков самообслуживания;
  • на развитие интереса к окружающему, через предметную, игровую, изобразительную, конструктивную и трудовую деятельность;
  • на формирование всех психических процессов;
  • на развитие сенсо-моторных навыков;
  • на формирование речевого общения, исправления недостатков речевого развития.
Для успешного проведения коррекционного процесса в ДОУ создана коррекционная среда, которая подразумевает совокупность условий:
  • щадящий охранительный режим;
  • повышение длительности прогулок детей на свежем воздухе;
  • повышение длительности дневного сна;
  • разработка для каждой группы содержания режима дня;
  • пересмотр организации физкультурного воспитания детей (игровой темперамент, включаем больше игр, направленных на формирование психических процессов, самоконтроля).
Дети с нарушением интеллектаОрганизация коррекционной работы, коррекционной среды неосуществима без неспециализированного управления, которое осуществляет начальник. Целью управленческой деятельности тут есть:
  • сбор информации, ее переработка, принятие управленческих решений;
  • координация деятельности всех участников коррекционной работы и создание нужных условий для результативного проведения коррекционного процесса.
Создание особой коррекционно-развивающей среды предусматривает систему условий. К таким условиям относится: 
  • создание психологического климата;
  • уровень подготовленности кадров (своевременная курсовая подготовка, обучение в детском саду – методические объединения);
  • техническая база;
  • систематическая оценка результатов развития ребенка.
Проанализировав содержание и организацию коррекционного процесса, была поставлена следующая цель:
  1. Преодолеть в работе специализированных групп междеятельностную раздробленность и воссоединить в единую педагогическую систему труд экспертов и воспитателей.
  2. Создать систему работы воспитателя и экспертов.

Было решено ввести такую форму работы, как малые педагогические рекомендации, где обсуждаются результаты динамического наблюдения за продвижением в развитии каждого ребенка всеми участниками коррекционного процесса.

С целью проведения направляться-воспитательного процесса педагогический коллектив каждой группы создал особую развивающую среду, подобрал оборудование и игрушки, каковые отвечают не только требованиям безопасности и эстетики, но и имеют коррекционно-развивающую направленность.

Дети с нарушением интеллекта

Помощник заведующей по воспитательной работе подбирает методический материал для обследования детей и реализации основных направлений коррекционной работы в соответствии с Программе.

В ДОУ созданы основные нормативные документы, в которых отражаются организация жизнедеятельности детей с нарушением интеллекта, их воспитания и обучения.

В настоящее время назрел вопрос о создании особой методической работы:
  • создание Совета по коррекционной работе;
  • банка данных для методического сопровождения коррекционно-развивающей работы (коррекционно-развивающие методики, особая литература).

Одной из наиболее значимых задач ДОУ есть привлечение к активному сотрудничеству семей из коррекционных групп, т.к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.

Любой эксперт знает, что успешность коррекционно-развивающей работы сильно зависит о того, как родители знают состояние ребенка, принимают его таким, какой он имеется и стремятся оказать помощь. Кое-какие родители, приведя ребенка в особые группы нашего детского сада, остаются уверенный в том, что развитие их ребенка не отстает от нормы, и у него нет особенных неприятностей.

У некоторых своих родителей снижена социальная ответственность за судьбу ребенка. Они не интересуются, чем с ребенком занимаются педагоги, безразлично относятся к его удачам и неудачам. Исходя из этого мы проводим консультирование своих родителей по проблемам развития их детей, обучаем своих родителей доступными им способам и приемам оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи.

Основные направления сотрудничества с семьей, формы организации психолого-педагогической помощи семье, по большей части, носят традиционный характер:
  • коллективные (собрания, тематические занятия, праздничные дни);
  • личные (анкетирование, опросы, беседы, консультации экспертов, Работа доверия;
  • наглядные (стенды, тематические выставки, выставки и т.д.)

Работа доверия работает по персональным обращениям и пожеланиям своих родителей. Все желающие получают консультативную помощь.

В школу детей производим через школьную ПМПК.

Анализ результативности работы наших групп продемонстрировал, что у наших детей-выпускников по окончании 2-3 лет нахождения в коррекционных группах, отмечаются удачи в продвижении. Существенно улучшается психический статус, дети становятся социально адаптированными к окружающей среде, появляется интерес к школе и учебной деятельности.

Такие результаты мы имеем благодаря совместным усилиям в работе педагогического коллектива, экспертов, своих родителей.

Система работы с детьми с нарушением интеллекта

Цель. научно-обоснованная организации коррекционно-педагогического процесса с едиными требованиями к ребенку с целью своевременной коррекции речевых, сенсорных, моторных нарушений, профилактики школьной неуспеваемости, социальной дезадаптации в условиях ДОУ.

1. Диагностический блок. Организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка с целью его реабилитации.

Цели, задачи и содержание.
  • изучение качественных изюминок психологического развития ребенка;
  • выявление уровня обучаемости (степени владения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями);
  • определение характера динамики обучаемости;
  • разделение сходных состояний на базе долгого психологического наблюдения.

2.Коррекционно-развивающий блок. Развитие компенсаторных механизмов становления деятельности ребенка, преодоление и предупреждение вторичных отклонений.

Цели, задачи и содержание.
  • развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков;
  • формирование ведущих видов деятельности.

3.Здоровьесберегающий блок. Совершенствование функций формирующего организма ребенка.

Цели, задачи и содержание.
  • создание условий для сохранения и упрочнения здоровья, для полноценного физического развития детей;
  • медицинский контроль и профилактика заболеваемости;
  • включение оздоровительных технологий в педагогический процесс;
  • намерено организованные занятия с физкультурным работником в спортзале по формированию двигательных навыков у детей.
Дети с нарушением интеллекта

4.Воспитательно-образовательныйблок .

Становление нравственных баз личности, социально– приемлемого поведения в обществе. Развитие ориентировочной и познавательной деятельности, упрочнение взаимосвязи между основными компонентами интеллектуальной деятельности.

Цели, задачи и содержание:
  • социально-нравственное развитие;
  • познавательное развитие;
  • эстетическое развитие;
  • формирование и развитие основных видов деятельности детей дошкольного возраста.

5.Социально-педагогический блок.

Цели, задачи и содержание:
  • коллективные формы сотрудничества с семьей;
  • личные формы работы с семьей;
  • формы наглядного информационного обеспечения;
  • решение вопросов организационного характера;
  • информирование своих родителей по вопросам сотрудничества ДОУ с другими организациями и соц. работами.
Правила.
  • Системный подход:
  • Единство диагностики и коррекции развития ребенка;
  • Развивающий темперамент обучения с учетом сензитивных периодов развития ребенка;
  • Целостность подходов к коррекции развития, сохранения и упрочнения физического, психического, духовного здоровья ребенка;
  • интегрированность, взаимодополняемость всех компонентов коррекционно-педагогического процесса;
  • расширение пространства детства.
Аналитическая деятельность.
  1. Мониторинг системы лечебно-оздоровительной работы;
  2. Результативность по исправлению нарушений по заключениям МПМК;
  3. Изучение коммуникативных свойств образного мышления и психологической готовности к школьному обучению.
Программно-методическое обеспечение
  1. Программа дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Коррекционно-развивающее обучение Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
а) медицинское действие
  • профилактические мероприятия,
  • симптоматическое медикаментозное лечение,
  • мониторинг здоровья,
  • медицинское обследование узкими экспертами,
  • здоровьеукрепляющая деятельность.
б) коррекционно-педагогическое действие
  • познавательное развитие,
  • коррекция вербально-двигательных процессов,
  • коррекция речевого развития,
  • становление игровой деятельности,
  • формирование элементов трудовой деятельности,
  • здоровьесохраняющая деятельность (валеологическое образование),
  • коррекция сенсомоторных нарушений.
в) психолого-педагогическое и психофизическое действие
  • формирование мотивации к познанию,
  • формирование психических процессов,
  • формирование ручной и узкой ручной моторики,
  • развитие коммуникативных свойств.
Участники коррекционно-педагогического процесса
  • доктор-педиатр,
  • психиатр,
  • преподаватель-дефектолог,
  • педагог-психолог,
  • музыкальный начальник,
  • начальник по физвоспитанию,
  • медсестра,
  • воспитатель,
  • родители.
Модель выпускника детского сада группы с нарушениями интеллекта
  1. Социально адаптированный, с хорошими навыками самообслуживания.
  2. С развивающимися и элементарными познавательными интересами, потребностью и умением общаться со сверстниками и взрослыми.
  3. С устраненными либо сведенными к минимуму отклонениями в сенсорной, моторной и интеллектуальной сферах и речевом развитии.
  4. С обобщенными представлениями об окружающем мире, содействующими к предстоящему формированию и совершенствованию охранных анализаторов.
  5. Ребенок, освоивший все виды деятельности, предусмотренные программой обучения и воспитания детей с нарушенным интеллектом.
  6. Психически подготовленный к обучению в специализированной школе.
  7. Достаточность уровня физического развития.

Ещё конспекты занятий в детском саду:
Конспект интегрированного занятия по музыкально-эстетическому воспитанию "Детство — это радуги краски"
Студия "Дошколенок" для детей 5–6 лет
Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста
Работа детского сада по проблеме увеличения эффективности нравственного воспитания дошкольников в семье
Программа подготовки детей к обучению в школе "В школу с улыбкой"
Профилактика агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
| особенности | особенности развития | работы | вакансии работа | детьми | дитя | нарушением | дети с нарушениями | интеллекта | неестественный интеллект | детский | детский сад | Страничка психолога | Особенности работы с детьми с нарушением интеллекта Детский сад

Другие новости по теме:

Информация

Статьи по теме